ДОН & КУБАНЬ - ЭТО УКРАИНА
заселение кубани украинским казачьим запорожским войском
Казак - — «свободный человек», «вольнонаёмный работник», «свободный воин», «бандит», «представитель казачьего народа» и др.Черноморское казачье войско — военное казацкое формирование в XVIII-XIX веках. Создано российским правительством в 1787 году из частей Войска верных запорожцев, основу которого составляли прежние запорожские казаки. Для войска отводилась территория между Южным Бугом и Днестром с центром в городе Слободзея.
В 1792 году войско переселено на Кубань, где казаками было основано 40 куреней с центром в городе Екатеринодар.
В 1860 году войско переименовано в Кубанское казачье войско, к которому была присоединена часть кавказских линейных казаков, выходцев из украинских земель, в связи с окончанием войны на Кавказе.
История возникновения
Казаки́ (др.-русск. — козáкъ[2]; укр. — козáк; польск. — kozak; лит. — kazokų; также в русских летописях[3]: черка́сы) — представители казачества, сложной социальной группы, военного сословия[4], которое сложилось на окраинах русского государства в XV — XVII веках.
Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории современной Украины; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. До конца XVII века в Русском царстве также существовала особая категория служилых людей — городовые казаки, а в Речи Посполитой — надворные казаки,реестровые казаки, охочекомонные казаки и грунтовые казаки. При Василии III в 1515 г. Азовские и Белгородские (Днестровские) казаки, прежние «беловежцы», в первой половине XVI века после многих скитаний переселились в Северские земли, где стали известны под именем путивльских или белгородских «станичников» и под общим названием северских казаков или «севрюков»[2]. В XVI веке происходит заселение юго-востока Северщины выходцами с правобережной Украины («хохлами») и из Московского государства(«москалями»), толчком к нему послужила организация сторожевой службы и строительство Белгородской черты, на которой были основаны города-крепости Валуйки и Оскол (1593), а также Белгород (1596). Населением этой черты были т. н. оскольские казаки.
Севрюки последний раз упоминаются в конце XVI — начале XVII веков в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». На что московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей[6]. После завершения смуты севрюкские города Севск,Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России[3].
После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Практически — но не полностью. Западная Северщина подвергается активной украинской экспансии (козацкой колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Возможно, поэтому до сих пор в городе Глухове (одном из городов Северщины, ныне Сумская область Украины) существует поговорка «украинцы Глухова — лишь наполовину украинцы»[3].
Как представители служилого люда[4] (казаки) Севрюки упоминаются ещё в XVII веке. Большая часть из них перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон, дав диалектическую и антропологическую основу Низовым Донцам. Стоит заметить и тот факт, что севрюки Киевского и других украинских уездов смешались с Запорожскими казаками, чем вызвано отождествление, встречающееся в некоторой литературе запорожцев и севрюков (Савельев, Яворницкий). Так, в «Истории Запорожских Казаков» Д. И. Яворницкий пишет[3]:
Как представители служилого люда[4] (казаки) Севрюки упоминаются ещё в XVII веке. Большая часть из них перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон, дав диалектическую и антропологическую основу Низовым Донцам. Стоит заметить и тот факт, что севрюки Киевского и других украинских уездов смешались с Запорожскими казаками, чем вызвано отождествление, встречающееся в некоторой литературе запорожцев и севрюков (Савельев, Яворницкий). Так, в «Истории Запорожских Казаков» Д. И. Яворницкий пишет[3]:
К концу XVIII века после многочисленных политических побед Российской империи коренным образом изменились приоритеты развития её южных окраин, и проживающих там казаков Запорожской Сечи. С заключением Кючук-Кайнарджийского договора (1774) Россия получила выход в Чёрное море и Крым. На западе ослабленная Речь Посполита была на грани разделов.
Таким образом, дальнейшая необходимость в сохранении присутствия казаков на их исторической родине для охраны южных российских границ отпала. В то же время их традиционный образ жизни часто приводил к конфликтам с российскими властями. После неоднократных погромов сербских поселенцев, а также в связи с поддержкой казаками Пугачёвского восстания, императрица Екатерина II приказала расформировать Запорожскую Сечь, что и было исполнено по приказу Григория Потёмкина об усмирении запорожских казаков генералом Петром Текели в июне 1775 года.
После того, однако, как около пяти тысяч казаков ушло в устье Дуная, на места поселений Севрюков, создав Задунайскую Сечь под протекторатом турецкого султана, было предприняты меры по интеграции оставшихся двенадцать тысяч казаков в российскую армию и общество будущей Новороссии.В 1792 году войску предложено было переселиться на Кубань и занять нижнее течение этой реки. Всего было переброшено 14374 души обоего пола (из которых 7860 мужчин). Заняв здесь территорию в 30 000 квадратных верст, казаки основали город Екатеринодар (1794) и 40 куренных поселений. Войско должно было нести постоянную сторожевую службу, охраняя границу от нападений адыгов. Состав войска несколько раз пополнялся новыми массовыми переселениями. В 1801 году в войске уже было 32609 душ обоего пола. Так, в 1808 году переселились к черноморцам 500 буджакских казаков (бывших запорожцев, вернувшихся из Турции, куда они ушли после разорения Сечи). В 1809-1811 было переселено свыше 23 000 душ, в 1821-1825 свыше 20 000 душ, и последняя волна переселений произошла в 1845-1859 гг.; всего на Кубань были переселены из Малороссии более 100 тысяч человек. К концу 60-х гг. на территории войска уже существовали 3 города, 1 немецкая колония, 63 куренных поселения и до 3000 хуторов.[1]В 1860 г. взамен черноморского и кавказского линейного войска созданы были кубанское и терское, причём к первому причислены были станицы Старой и Новой линии. (значительная часть Кавказского линейного войска: полки Кубанский, Кавказский и Хоперский.) Затем началась колонизация Закубанья. Заведовавшей ей граф Н. И. Евдокимов повел сперва дело очень круто, принуждая кубанских казаков к выселению на новые места целыми станицами по решению начальства. Начавшиеся в войсках волнения принудили, однако, администрацию пойти на уступки и согласится на переселения лишь желающих и очередных казаков. За 4 года образовалось в верхней Кубани и Закубанье 83 новых поселения. И в этой местности установились две формы земледелия, общинное и частное. Реформа 1870 создала управление войска просуществовавшее до Первой мировой войны. К 1 января 1894 г. войсковое население войска составляло 702484 чел (350507 мужчин и 351925 женщин), кроме того на казачьей территории проживало 496892 иногородних (не казаков).
К началу XIX века казаки образовали самостоятельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война), постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.
Так что любые казаки, хоть Донской, хоть Кубанский, Ростовский, Сальский, Таганрогский, Хоперский, Черкасский, это продукт ассимиляции Запорожскими Казаками местных земледельцев. Охраняя границы Российского госсударства казаки получали приданные им земли вместе с народом, т.е. заселенные землепашцами. Там ставили себе дома или целые поселения(станицы) и строили свои остроги(заструги) и вели охрану этих територий, выступая живым щитом перед внешними захватчиками, османами, адыгов,
Формально все казаки считались военнообязанными и подлежали призыву на службу поголовно. Но такие призывы были редки. Прикрывая границы на тревожном и непрерывно грозившем войной юге России, казаки и у себя дома были в постоянной боевой готовности. Число их стычек с грабителями, воровавшими скот и угонявшими людей, не поддаётся никакому учёту. Фактически шла ежедневная, затяжная, многовековая война, которая с русской стороны велась силами исключительно казаков. Отрывать их на службу и оголять границу было не всегда разумно. Кроме того, правительство прекрасно понимало, что гораздо удобнее позволять казакам самим формировать воинские части.Хорошо вооружённые воины, которые с самого рождения обучались своему ремеслу, отлично владевшие различными боевыми навыками, в том числе, и тактическими, умеющие быстро выполнять поставленные задачи — всё это, в совокупности, делало казаков абсолютно незаменимыми для русской армии.
К началу XIX века казаки образовали самостоятельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война), постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.
В ходе Гражданской войны казачьи области стали главной опорой Белого движения, а впоследствии крупной частью белой эмиграции. Многие казаки также были на стороне большевиков, но во время и после войны казачьи области подверглись крупным гонениям до середины 1930-х. В ходе Второй мировой войны казаки воевали как на стороне СССР, так и нацистской Германии. Казачество практически перестало выделяться среди остального населения СССР после хрущёвской оттепели .
После распада Советского Союза началось систематическое возрождение казачества, многие казаки принимали участие в различных постсоветских конфликтах. Существуют также множество казачьих обществ на территориях современных Казахстана, России, Украины и других стран.
Так что любые казаки, хоть Донской, хоть Кубанский, Ростовский, Сальский, Таганрогский, Хоперский, Черкасский, это продукт ассимиляции Запорожскими Казаками местных земледельцев. Охраняя границы Российского госсударства казаки получали приданные им земли вместе с народом, т.е. заселенные землепашцами. Там ставили себе дома или целые поселения(станицы) и строили свои остроги(заструги) и вели охрану этих територий, выступая живым щитом перед внешними захватчиками, османами, адыгов,
Формально все казаки считались военнообязанными и подлежали призыву на службу поголовно. Но такие призывы были редки. Прикрывая границы на тревожном и непрерывно грозившем войной юге России, казаки и у себя дома были в постоянной боевой готовности. Число их стычек с грабителями, воровавшими скот и угонявшими людей, не поддаётся никакому учёту. Фактически шла ежедневная, затяжная, многовековая война, которая с русской стороны велась силами исключительно казаков. Отрывать их на службу и оголять границу было не всегда разумно. Кроме того, правительство прекрасно понимало, что гораздо удобнее позволять казакам самим формировать воинские части.Хорошо вооружённые воины, которые с самого рождения обучались своему ремеслу, отлично владевшие различными боевыми навыками, в том числе, и тактическими, умеющие быстро выполнять поставленные задачи — всё это, в совокупности, делало казаков абсолютно незаменимыми для русской армии.